Погода в районе

понедельник, 17 июня

15..17 С

Облачно, давление 727..729 мм рт.ст., ветер Западный, 0 м/с

www.gismeteo.ru

Курс валют

ЦБ РФ на 15.06.2024

EUR 95,1514

USD 89,0658

www.cbr.ru

Земельные отношения

«Об особенностях Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 марта 2015 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный ко­декс Российской Федерации и отдельные законо­дательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон №171-ФЗ).

Данным законом внесены концептуальные из­менения в Земельный кодекс Российской Федера­ции (далее - ЗК РФ), а именно:

- установлен новый порядок образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- предусмотрены новые основания передачи земельных участков из федеральной собственно­сти в муниципальную и региональную собственность;

- перераспределены полномочия по распоряже­нию земельными участками, государственная соб­ственность на которые не разграничена. В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с 01.03.2015 право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, передано органам местного самоуправления поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

- ЗК РФ дополнены шестью новыми главами (главы V.1-V.6).

 

Наи­более важными и актуальными изменениями, предусмотренными Федераль­ным законом № 171 –ФЗ являются:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Статью 6 ЗК РФ, которая содержит перечень объектов земельных отношений, законодатель дополнил пунктом 3, в котором определил земельный участок, как объект права собственно­сти и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю, являющийся недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

При этом статья 11.1 ЗК РФ, которая ранее со­держала определение земельного участка, лишь как части земной поверхности, границы которой определены федеральными законами - утратила силу с 1 марта 2015 года.

2. Весьма значительные изменения коснулись статьи 11.3 ЗК РФ, регламентирующей образова­ние земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Теперь, в соответствии с изменениями в ука­занной статье, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственно­сти, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проектом межевания территории, утвер­жденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектной документацией о местоположе­нии, границах, площади и об иных количествен­ных и качественных характеристиках лесных уча­стков;

3) утвержденной схемы расположения земель­ного участка или земельных участков на кадастро­вом плане территории.

При этом образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственно­сти, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане терри­тории при отсутствии утвержденного проекта ме­жевания территории

Исключительно в соответствии с утвержден­ным проектом межевания территории осуществ­ляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражда­нами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хо­зяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении кото­рой в соответствии с законодательством о градо­строительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структу­ры, застроенного многоквартирными домами;

5) для размещения линейных объектов феде­рального, регионального или местного значения.

Как было уже изложено, ЗК РФ пополнился шестью главами, содержание которых рассмот­рим ниже.

3. «Глава V. 1. Предоставление земельных уча­стков, находящихся в государственной или муни­ципальной собственности» представлена в составе 20 статьей и является самой объемной по содер­жанию новых положений, регулирующих опреде­ленные данной главой правоотношения.

Пункт 1 статьи 39.1 ЗК РФ устанавливает сле­дующие основания предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности:

1) решение органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в соб­ственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договор купли-продажи в случае предостав­ления земельного участка в собственность за пла­ту;

3) договор аренды в случае предоставления зе­мельного участка в аренду;

4) договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмезд­ное пользование.

При этом статьей 39.2 определено, что предос­тавление земельных участков, находящихся в му­ниципальной собственности, осуществляется орга­ном местного самоуправления.

Согласно пункту I статьи 39.3 продажа земель­ных участков осуществляется на торгах, проводи­мых в форме аукциона, однако пунктом 2 данной статьи установлен ряд исключений.

При заключении договора купли-продажи зе­мельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на аукционе по продаже земельно­го участка, цена такого земельного участка опреде­ляется по результатам аукциона или в размере на­чальной цены предмета аукциона при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с един­ственным принявшим участие в аукционе его уча­стником (пункт 1 статьи 39.4). При заключении договора купли-продажи земельного участка, нахо­дящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органами местного самоуправления.

Статьей 39.5 определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в муниципаль­ной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

Такими случаями, например, являются: предос­тавление земельного участка, образованного в гра­ницах застроенной территории, в отношении кото­рой заключен договор о ее развитии, лицу, с кото­рым заключен этот договор; предоставление зе­мельного участка религиозной организации, имею­щей в собственности здания или сооружения рели­гиозного или благотворительного назначения, рас­положенные на таком земельном участке.

Кроме того, статьями 39.6 - 39.7 также опреде­лены случаи предоставления земельных участков в аренду на торгах, без проведения торгов, а также установлено, что размер арендной платы за земель­ный участок, находящийся в муниципальной соб­ственности, определяется в соответствии с основ­ными принципами определения арендной платы, установленными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земель­ных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах опре­деления размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за зем­ли, находящиеся в собственности Российской Фе­дерации».

Вместе с тем, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящие­ся в муниципальной собственности и предостав­ленные в аренду без торгов, устанавливается орга­нами местного самоуправления

Законодатель также решил вопрос о праве и ус­ловиях, на которых земельный участок предостав­ляется гражданам, в отношении которых законода­тельством не установлено право на бесплатное по­лучение земельного участка в собственность, а пре­дусмотрено право на первоочередное или внеоче­редное приобретение земельных участков.

Согласно Федеральному закону № 171-ФЗ та­ким гражданам земельные участки предоставляют­ся однократно без проведения торгов в аренду, при этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере не выше размера земельно­го налога, рассчитанного в отношении такого зе­мельного участка. Аналогичный подход к опреде­лению размера арендной платы законодатель уста­новил и для случаев заключения договора аренды земельного участка с лицом, которое имеет право на предоставление в собственность бесплатно зе­мельного участка без проведения торгов, но такой земельный участок зарезервирован для муници­пальных нужд, либо ограничен в обороте.

Перечень случаев и лиц, имеющих право на по­лучение земельных участков в безвозмездное поль­зование также изменяется (статья 39.10).

В него дополнительно включены случаи предос­тавления земельных участков гражданам под слу­жебные жилые помещения в виде жилого дома; лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционньгх образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных ма­лочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и др.

Федеральный закон № 171 -ФЗ предусматривает ряд переходных положений, позволяющих реали­зовать возможность предоставления без проведе­ния торгов земельного участка лицу, по заявлению которого до 1 марта 2015 года были начаты соот­ветствующие процедуры (например, принято ре­шение о предварительном согласовании места раз­мещения объекта, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или ка­дастровой карте территории в целях его предостав­ления для целей, не связанных со строительством, или в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на основании заявления гражданина опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства).Следует отметить, что на уровне федерального закона урегулирован во­прос предоставления земельных участков индиви­дуально гражданам для ведения дачного хозяйства и садоводства (статья 39.18). В настоящее время приобретение садового, огородного или дачного земельного участка из земель сельскохозяйствен­ного назначения допускается только если заинте­ресованное лицо является членом соответствую­щего садоводческого, огороднического или дачно­го некоммерческого объединения. С 01.03.2015 года для получения таких участков не обязательно вступать в некоммерческие объединения.

С 1 марта 2015 года вступили в силу новые пра­вила, согласно которым предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства осуществ­ляется только по результатам торгов, участниками которых могут быть исключительно юридические лица. Земельные участки для ведения садоводства и огородничества предоставляются некоммерческим объединениям граждан в безвозмездное пользова­ние. При этом законом установлены правила расче­та максимальной площади земельных участков, ко­торые могут быть предоставлены для ведения садо­водства и огородничества. После разработки доку­ментации по планировке территории, образования земельных участков и их распределения между чле­нами некоммерческой организации граждан, такие земельные участки предоставляются данным чле­нам в собственность или аренду без проведения тор­гов.

4. Земельный Кодекс РФ дополнен Главой V.2, устанавливающей возможность обмена земельного участка, находящегося в муниципальной собствен­ности, на земельный участок, находящийся в част­ной собственности, а также регулирующей условия и правила такого обмена.

При этом обмен земельного участка, находящего­ся в муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:

1) земельного участка, находящегося в муници­пальной собственности, на земельный участок, на­ходящийся в частной собственности и изымаемый для муниципальных нужд;

2) земельного участка, находящегося в муници­пальной собственности, на земельный участок, ко­торый находится в частной собственности и предна­значен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания тер­ритории для размещения объекта социальной ин­фраструктуры (если размещение объекта социаль­ной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструк­тур или на котором расположены указанные объек­ты.

5. «Глава V.З. установление сервитута в отношении земельного участка, на­ходящегося в государственной или муниципальной собственности» состо­ит из 4 статей, которые посвящены основаниям ус­тановления сервитута, лицам, заключающим согла­шения об установлении сервитута, соглашению и порядку заключения соглашения об установлении сервитута.

Законодатель, помимо случаев, установленных гражданским законодательством и другими феде­ральными законами, устанавливает частные случаи заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. К таким случаям относится:

1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и за­щитных сооружений, не препятствующих разре­шенному использованию земельного участка;

2) проведение изыскательских работ;

3) ведение работ, связанных с пользованием не­драми.

Статьей 39.25 установлены обязательные требо­вания к соглашению об установлении сервитута, оно должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отно­шении которого предполагается установить серви­тут;

2) учетный номер части земельного участка, при­менительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в от­ношении всего земельного участка или случая, пре­дусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обес­печения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого уста­новлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого уста­новлен сервитут, после прекращения действия сер­витута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

Важно отметить, что плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собствен­ности определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления.

6. Глава V.4 устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных уча­стков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, между собой.

Особенностью данной главы является то, что увеличение площади земельных участков, находя­щихся в частной собственности, в результате пере­распределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муни­ципальной собственности, осуществляется за пла­ту, размер которой определяется в порядке, уста­новленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

7. Глава V.5 определяет случаи, основания и порядок безвозмездной передачи земельных участ­ков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года, земельные участки, находя­щиеся в федеральной собственности, за исключе­нием земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30, подлежат безвозмездной передаче:

1) в собственность поселений, городских окру­гов, утвердивших генеральные планы поселе­ний, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если
такие земельные участки расположены на тер­риториях соответствующих поселений, город­
ских округов;

2) в собственность муниципальных районов, утвердивших схемы территориального плани­рования муниципальных районов, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муници­пальных районов.

10. При этом передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, на­правляемому главой муниципального образования в федеральный орган исполнительной власти (статья 39.31).

8. Глава V.6 регламентирует использование зе­мель или земельных участков, находящихся в му­ниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Теперь использование земель или земельных участков, находящихся в муницшшшной собствен­ности, за исключением земельных участков, пре­доставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земель­ных участков и установления сервитута в следую­щих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) строительство временных или вспомогатель­ных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных ма­териалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

5) осуществление деятельности в целях сохране­ния и развития традиционных образа жизни, хозяй­ствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос­сийской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной дея­тельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

6) размещение нестационарных торговых объек­тов, рекламных конструкций, а также иных объек­тов, виды которых устанавливаются Правительст­вом Российской Федерации.

Последствия реализации перечисленных ново­введений, как для органов местного самоуправле­ния, так и для граждан и юридических лиц, заклю­чаются в повышении доступности земельных ре­сурсов для населения страны, в том числе для льготных категорий граждан, а также для инвесто­ров.

 

Информация предоставлена Красноярским краевым государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Институт муниципального развития».


Приказ №5н от 11.11.2022 Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков

 

 

Приложения к приказу опубликованы  на Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по ссылке  http://zakon.krskstate.ru/0/doc/89831

Извещение об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (открыть)

Форма заполнения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (открыть)

Поиск по сайту

Например: Нормативные правовые акты

×

Размер шрифта A A A

Цветовая схема A A

Выключить изображения