Погода в районе

пятница, 24 октября

0..2 С

Пасмурно, давление 746..748 мм рт.ст., ветер Юго-Западный, 3 м/с

www.gismeteo.ru

Курс валют

ЦБ РФ на 24.10.2025

EUR 94,3889

USD 81,2690

www.cbr.ru

Противоправное поведение потерпевшего явилось поводом для совершения в отношении него преступления (14.05.2014 г.)

Боготольским районным судом рассмотрено уголовное дело по обвинению жителя Боготольского района Н., 1980 года рождения, в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).

Предварительным и судебным следствием установлено, что в декабре 2013 года в вечернее время Н., находясь в кухне своего дома, на фоне личных неприязненных отношений к И., вызванных противоправным поведением последнего, клинком ножа нанес не менее двух ударов в область грудной клетки справа и слева И., причинив тяжкий вред его здоровью, опасный для жизни, вследствие чего И. умер на месте происшествия.

В ходе судебного заседания Н. вину в совершении данного преступления признал частично, указал, что признает факт нанесения ударов Н., в результате которых наступила его смерть, однако полагал, что его действия необходимо квалифицировать как превышение пределов необходимой обороны. Пояснил, что в этот день в вечернее время к нему в дом, где он проживал с супругой, ее малолетним ребенком и матерью, в состоянии алкогольного опьянения приехал И. Еще не заходя в дом, И. сломал палисадник и разбил 2 стекла в кухне со стороны улицы. Как только И. переступил порог дома, то стал всех оскорблять. Подсудимый в это время находился на кухне. И. прошел на кухню и сел на стул, при этом продолжал высказывать оскорбления в адрес Н. Затем потерпевший смахнул в сторону подсудимого лежащие на столе ложки и вилки, сказал, что зарежет его, подбежал к Н., ударил его и тут, по словам Н., он «подскочил» к И. и «пырнул» его ножом. Однако, с момента, как И. его ударил у него провал в памяти.

Однако, на основании совокупности всех исследованных в ходе судебного следствия доказательств, вина Н. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ нашла свое полное подтверждение, а его версия о том, что он защищался от И. и действовал в состоянии необходимой обороны, полностью опровергнута.

Из исследованных в ходе судебного заседания доказательств следовало, что Н. нанес удар клинком ножа И. уже после того, как последний ударил его в лицо. Со слов очевидца преступления, когда И. увидел в руках Н. нож, он попросил ее забрать Н., отскочил от него. Как следует из показаний Н., данных в судебном заседании, он выбил из рук И. ложку, дошел до шкафа, где взял нож, вернулся к И., который стоял возле печи, и нанес последнему удар клинком ножа, при этом в руках у И. уже ничего не было. И. стал убегать от Н., Н. же продолжал преследование потерпевшего. Следовательно, объективная обстановка не давала в тот момент Н. оснований полагать, что И. совершает на него посягательство.

Очевидно, что со стороны И. не было не только посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, но и вообще никакого посягательства ни в сторону Н., ни в сторону присутствовавших в данное время в доме лиц, в том числе, о котором говорится в ч. 2 ст. 37 УК РФ, для квалификации действий виновного с точки зрения превышения пределов необходимой обороны.

Кроме того, как следует из показаний всех свидетелей обвинения, потерпевших, показаний самого Н., его супруга неоднократно жаловалась подсудимому и жителям села на то, что ее бывший сожитель И. избивал и издевался над ней. Н. сочувствовал своей нынешней супруги, предложил ей переехать к нему и уйти от И. Таким образом, еще до встречи И. с Н., у последнего, не без содействия его супруги, сформировалась стойкая неприязнь к потерпевшему. А когда И. пришел к Н. в дом, стал оскорблять всех присутствующих, бросать в Н. ложками, нанес Н. удар в область лица, сломал палисадник и разбил окно в доме, личная неприязнь Н. к потерпевшему небезосновательно переросла в повод для совершения им особо тяжкого преступления. Как выразился в судебном заседании сам Н: «Еще в моем доме кто-то будет прыгать! Он меня в глаз, а я его ножиком!».

Н. юридически не судим, не работает, по месту жительства охарактеризован с удовлетворительной стороны, жалоб от соседей и родственников на него в правоохранительные органы не поступало, к административной ответственности не привлекался, состоит на учете у врача психиатра, на учете у врача нарколога не состоит.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Н., судом учтены противоправное поведение потерпевшего, явившееся поводом для преступления, явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления.

Обстоятельств, отягчающих наказание Н., по уголовному делу не установлено.

Приговором Боготольского районного суда Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

С Н. в пользу потерпевшей взысканы денежные средства в счет компенсации морального вреда в размере 500 тыс. рублей, расходы на погребение – 39931,79 руб.

Старший помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                                                                            Д.В. Белякова
К списку

Размер шрифта A A A

Цветовая схема A A

Выключить изображения